Вредные бизнес-советы - Юридическая компания "ПравоЗащита". Юридические услуги Воронеж
«Ваши права под надёжной защитой»

Вредные бизнес-советы.

Как применять рекомендации бизнес-тренеров без вреда для бизнеса?

Вредные бизнес-советы

    Хороший бизнес-тренер может помочь вытащить бизнес, который находится на грани, а «кататель по ушам» — дать совет, который идет вразрез с законом. И все штрафные санкции лягут на вас и вашу компанию. И громкое имя тренера — далеко не всегда гарантия того, что после его рекомендации вы не попадете в такую ситуацию. О том, как ее избежать, рассказывают адвокат, руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина БЕЛИК и ее партнер, гендиректор компании «ПравоЗащита» Наталья ЕРЕМИНА.

Какие распространенные советы бизнес-тренеров идут вразрез с законом?

 Вредный совет №1. Спровоцировать ребенка убедить родителей что-то купить. Так, например, один из рестораторов по совету известного эксперта потратил «копейки» для изготовления рекламной продукции. Тысячу желтых и тысячу зеленых «петушков на палочке». Желтых промоутеры раздавали детям в подарок со словами «у этого петушка есть друг, зеленый петушок. Они не могут жить друг без друга. Уговори маму, чтобы она пошла вооон в тот ресторан, и там купила тебе друга». Аналогичные идеи эксперт рекомендует и по сей день, с иными подарками для детей.

   Что же ожидает ресторатора, в случае жалобы конкурента или клиента в ФАС? Запрет «побуждения несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар», устанавливается ч. 2 ст. 6 ФЗ «О рекламе». Ответственность же предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ: административный штраф на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. И это за одного «копеечного» петушка.

 

Вредный совет №2. Подарочные карты с ограниченным сроком действия. Также один из известных экспертов советует как элемент кросс-маркетинга — привлечение клиента продажей сертификатов, которые можно использовать в нескольких магазинах. При этом сертификаты должны быть, по его мнению, ограниченного срока действия. Однако эксперт не уточняет, что если покупатель заплатил за возможность получить товар, но его не получил, то договор купли-продажи считается неисполненным. В таком случае продавец обязан вернуть деньги. Если же карта оплачена, а деньги по ней вернуть нельзя, то это может быть признано неосновательным обогащением продавца. И покупатель имеет право подать в суд, и взыскать не только потраченные денежные средства, но и штраф в пользу потребителя и понесенные по делу судебные расходы.

 

Вредный совет № 3. Слоганы «на грани». Например, одной сети быстрого питания удалось отстоять рекламный слоган «Похоже на какое-то наедалово». Безусловно, это хороший ход, но перед принятием аналогичного решения необходимо получить консультацию экспертов-лингвистов, чтобы в случае жалобы не было неприятных сюрпризов.

 

Вредный совет № 4. Смс-рассылки с «выгодным предложением». В этом году одному гражданину надоели смс-сообщения и он подал жалобу в ФАС на один из банков после получения сообщения следующего содержания «Уважаемый такой-то, предлагаем выгодные ставки для Ваших сбережений! Оформите вклад «Мой доход» под 7,45% годовых в рублях. Удобнее — в мобильном или интернет-банке... Подробнее: …ПАО». Потребитель обратил внимание на то, что в рекламном сообщении отсутствует часть существенной информации о предлагаемой финансовой услуге, что ввело его в заблуждение. ФАС было установлено, что действительно, размер процентной ставки по вкладу является не единственным условием. В итоге реклама банка в виде смс-сообщения признана ненадлежащей, противоречащей требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе». В качестве наказания кредитной организации назначен штраф в 150 тыс. рублей. Суд оставил постановление в силе.

 

Вредный совет № 5. Употребление в рекламе фраз «Только у нас…», «Лучшее средство…», «самое уникальное…». Однако доказать, что это делают только у вас, или что средство по результатам экспертизы будет самое лучшее вы вряд ли сможете. А значит, ущемляете права других компаний и попадаете на тот же самый штраф. Если ваш товар или услуга действительно в чем то превосходит продукцию конкурента, в рекламе обязательно подробно опишите его преимущества именно в данной части.

 

 Вредный совет №6. Мелкий шрифт в рекламных объявлениях. Весьма устарел совет публиковать на билбордах или плакатах мелким шрифтом то, что не хотелось бы, чтобы знал потребитель, но надо, так как закон обязывает. В случае жалобы сотрудник ФАС фотографирует объявление с расстояния в 50, 200 и 500 м. Если на фотографии текст не читаем, то штраф неминуем.

 

Вредный совет № 7. Пообещать подарок и не выдать его. Даже, например, совершенно законная и часто встречаемая акция — «подарок при покупке», может также быть причиной штрафа. В случае если данная акция имеется в рекламе и заявлена как публичная оферта, но подарки закончились или ваш сотрудник по какой-то причине забыл его выдать — ФАС по жалобе обиженного клиента признает рекламу недостоверной. Штраф также от 100 до 500 тыс. рублей.

    Фишки обжалования у юристов существуют. Но лучше не допускать таких ситуаций, а проконсультироваться до того, как понадобится защита.

 

 Как подстраховаться, приглашая бизнес-тренера в свою компанию?

    Сейчас актуально не только ходить на выступления, но и привлекать бизнес-тренера к себе на предприятие. В этом случае необходимо, также как и с другими контрагентами, заключить с ним контракт. В договоре обозначить техническое задание, предусматривающее оказание услуг по разработке необходимой вам программы. Бизнес-тренер иногда просит указать помимо основной цены договора и гонорар, который зависит от прибыли компании за тот или иной период времени. То есть, в случае роста прибыли, часть вы отдаете ему. А в случае, если в результате рекомендаций специалиста вы потерпите убытки? Как правило, это не оговаривается. Боязнь обидеть звездного тренера или же безоговорочное доверие? Но последствиями оказания услуги ненадлежащего качества могут быть значительная сумма понесенного ущерба или штрафы в сотни тысяч рублей.

     Важно в договоре прописать все условия вашего сотрудничества и его результаты. В прошлом году Арбитражный суд удовлетворил иск компании к бизнес-тренеру, о взыскании не только суммы неосновательного обогащения, но и процентов. Ответчик обязался в числе прочего осуществить консультирование истца по финансовым и хозяйственным вопросам, осуществить общее организационное консультирование клиента, осуществить проведение обучения — тренингов, семинаров, проектов, разработать и составить методические материалы, провести мониторинг результатов внедряемого метода в управление и обучение персонала. При этом результатом оказанных услуг согласно договору должно было явиться успешное (без штрафов, судебных взысканий) прохождение обществом выездной налоговой проверки. Ответчиком условия договора должным образом не исполнены, результат успешного прохождения проверки не достигнут. В связи с чем, денежные средства бизнес-тренером были возвращены. Но такие случаи единичны, чаще договор не содержит условий, четко оговаривающих услуги и последствия их оказания.

    Таким образом, следует помнить, что каждый маркетинговый ход может принести не только большую прибыль, но и повлечь за собой убытки. А потому, необходимо привлекать специалистов смежных отраслей для проработки всех вариантов развития событий. Ведь незнание закона от ответственности не освободит. А «поют» они все красиво…