Железнодорожный передел.
«Ваши права под надёжной защитой»

Железнодорожный передел.

Арбитражный суд Воронежской области разбирается в конфликте между предпринимателями, чьи киоски расположены на платформах вокзала «Воронеж-1», и ОАО «РЖД».

Железнодорожный передел.

 

   Арбитражный суд Воронежской области разбирается в конфликте между предпринимателями, чьи киоски расположены на платформах вокзала «Воронеж-1», и ОАО «РЖД». В феврале корпорация в одностороннем порядке расторгла с бизнесменами договор долгосрочной аренды. Железнодорожники решили поднять ставки за торговые места, а также обязать предпринимателей привести дизайн киосков к единому стилю. Многие бизнесмены отказались, но и забрать свое имущество с вокзала не смогли. Почему теперь РЖД требует у предпринимателей возместить арендную плату за простой киосков, выяснил корреспондент РИА «Воронеж».

Неточный расчет

Торговая точка на вокзале всегда считалась «местом под солнцем»: почти все пассажиры – потенциальные покупатели. За 20-минутную стоянку поезда южного направления мороженое, вода, сосиски в тесте «улетают», как за полдня работы где-нибудь на окраине. Да и цены, как минимум, на 10–15% выше. Клондайк, одним словом.

Примерно так думала Лили Валиева, когда год назад ей предложили купить киоск на второй платформе вокзала «Воронеж-1». Сама «коробка» обошлась ей в 100 тыс. рублей. Аренда части платформы – почти 13 кв. м со всеми коммунальными потянула на 20 тыс. рублей в месяц. Женщина заключила бессрочный договор с ОАО «РЖД» 11 августа 2016 года.

– Я хотела помочь дочери заработать на квартиру. Думала, ухватила Бога за бороду, а получилось – потеряла последнее, – вздыхает Лили Вазоевна.

По ее словам, 100 тыс. рублей, чтобы купить киоск, у нее не было, пришлось взять декретный капитал дочери.

– Чтобы расплатиться за аренду, всю осень и зиму я работала в сети быстрого питания, мыла там посуду. Ждала лета, как манны небесной. Но в конце февраля нам объявили о том, что в одностороннем порядке с нами расторгают договор аренды! – рассказала пенсионерка.

Железная оптимизация

– Руководство ОАО «РЖД» расторгло бессрочные договоры со всеми арендаторами на вокзале, – пояснил другой пострадавший, коммерсант Владимир Курасов, 17 лет арендовавший киоск на платформе «Воронеж-1». – На собрании нам представили ОАО «Организация питания на вокзалах». Дескать, это новый арендатор, который выиграл на аукционе тендер на право аренды. И предложили заключить договор субаренды с ним.

От новых правил предприниматели пришли в ужас. Раньше аренда киоска стоила от 13 до 16 тыс. рублей в месяц, теперь она выросла до 50-58 тыс. За любые нарушения, к примеру, неправильно повешенную рекламу, бизнесменам грозили огромные штрафы. Ключи от киосков они должны были оставлять ОАО «Организация питания на вокзалах». А сами киоски – купить у этой же фирмы за 600 тыс. рублей, поскольку старые павильоны должны быть демонтированы в любом случае.

– Нам сказали: если что не устраивает – свободны. Лишь двое из 14 коммерсантов согласились на эти условия, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Дмитрий Стрельчук, два года арендовавший киоск на перроне.

Именно киоски, а не новые арендные ставки, и стали причиной конфликта предпринимателей с железнодорожниками.

– С нами поступили непорядочно. ОАО «РЖД» обратилось в суд, на нас хотят повесить штрафы за то, что мы не освободили вовремя платформы. А мы бы и рады их освободить, да киоски не дают вывести. Предлагают их распилить и забрать, как металлолом. Но я, к примеру, за свой «металлолом» получу не больше 10 тыс. рублей, – пояснила Лили Валиева.

ОАО «РЖД» не только не дает возможности коммерсантам забрать свое имущество, но еще и требует деньги за аренду за весну и лето. А это уже новые суммы – 50 тыс. рублей за месяц. И – кроме того – штраф за нарушение исполнения договора, еще по 80 тыс. за месяц. Для людей эти суммы – неподъемные! Это их окончательно добьет. Мы неоднократно обращались за помощью в транспортную прокуратуру, где нарушение прав в отношении моих клиентов подтвердили. Но в итоге предложили разбираться самим.

blank
ОЛЬГА ЗОЛОТАРЕВА

юрист предпринимателей

Противостояние

Инициативная группа из 12 предпринимателей, торговавших на платформах вокзала «Воронеж-1», решила бороться с ОАО «РЖД». Один из них – Игорь Шеян, почти четверть века проработавший на вокзале, лично стал ходить по разным инстанциям, чтобы отстоять попранные, на его взгляд, права.

Коммерсанты подали жалобу в прокуратуру, а также в арбитражный суд с иском восстановить их право на продление договора аренды. После этого, по словам предпринимателей, начались репрессии. В киосках отрубили свет, обрезали провода.

blank

– Заварили все 18 киосков. Там остались наши продукты, в том числе и скоропортящиеся. Полицейские, которых мы вызвали, приехали, все запротоколировали и уехали, – рассказала Валиева.

Торговцы обратились в прокуратуру, там пояснили: «это ваша собственность, имеете право забрать». После этого предприниматели частично разварили киоски и забрали товар.

Арендодатель вправе в любое время расторгнуть договор аренды, предупредив об этом, не позднее, чем за месяц. При этом убытки, которые понесет арендатор, во внимание не принимаются.Но в данном случае вся проблема в невозможности вывезти киоски. Торговцы хотят это сделать, но для этого нужно согласие ОАО «РЖД». Компания требует их распилить. Но распиленный киоск – это груда металлолома. Пока торговцы пытались договориться с руководством ОАО «РЖД», прошли сроки по освобождению платформы. И теперь ОАО «РЖД» настаивает на возмещении арендной платы за фактический простой киосков на платформе. Кроме того, арендодатель демонтировал киоски и заварил на них замки. Продукты, которые там остались, пришли в негодность. На мой взгляд, действия ОАО «РЖД» могут быть квалифицированы, как самоуправство, которое в КОАП РФ квалифицируется, как административный проступок, предусмотренный ст. 19.1.

blank
НАТАЛЬЯ ЕРЕМИНА

гендиректор ООО ЮК «ПравоЗащита», член Союза «Торгово-промышленной палаты Воронежской области»

Репрессии

– А дальше пришли рабочие и стали загораживать наши киоски, – пояснил Курасов. – Это уже было после первого заседания по нашему делу в арбитражном суде, куда представители ОАО «РЖД» не явились.

Один из предпринимателей оказался внутри павильона, когда устраивали заградительную конструкцию. Ему пришлось раскручивать ограду, чтобы выйти.

– В середине июля пришел сотрудник линейного отдела полиции и заявил, что мы не имеем права здесь находиться. Дескать, занимаемся незаконной предпринимательской деятельностью. В УБЭПе (УЭБи ПК – управление экономической безопасности и противодействия коррупции регионального ГУ МВД), куда нас вызвали, проверили документы и сказали: «работать имеете право». Но полиция на перрон так и не пустила, – рассказал Владимир Курасов.

blank

По его словам, эта нервотрепка и подкосила Игоря Шеяна.

– У него теща в киоске работала. К ней опять подошли полицейские. Она позвонила Игорю. Тот приехал, стали разбираться. Ему плохо стало – инсульт случился прямо на платформе. А через несколько дней – 15 июля, он умер, – отметил Курасов.

Благородные цели

Чтобы прояснить ситуация вокруг предпринимателей на «Воронеж-1», корреспондент РИА «Воронеж» обратился в ЮВЖД.

– Договор аренды были расторгнуты в связи с реализацией проекта по приведению внешнего вида торговых объектов на вокзале «Воронеж-1» к единому стилю, цель которого – повышение качества оказываемых услуг, – пояснил и. о. начальника Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Сухов.

По его словам, освободившиеся торговые площади были переданы единому сетевому оператору (ОАО «Организация питания на вокзалах»), который работает по всей стране. Тот за свой счет разместил на платформах №2 и №3 «Воронеж-1» современные киоски, в стиле, соответствующем архитектурному облику здания вокзала.

blank

Дорогая цивилизация

РЖД уже давно пытается выжить частных торговцев с вокзалов страны. Восемь лет назад – в сентябре 2009-го года дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «Российские железные дороги» запретило мелкорозничную торговлю на территории более чем 300 вокзалов России, в Воронеже в том числе. Теперь дошло дело и до торговцев в киосках.

Железнодорожники объясняют свои действия заботой о потребителе. Палатки и киоски старого образца не соответствуют современным требованиям и нуждаются в замене. Это часть анонсированного еще в 2015-м году плана по модернизации 77 вокзалов в городах с населением выше 200 тыс. человек.

Никто не спорит: сделать вокзалы современными – благое дело. Но методы, которыми воздействуют на предпринимателей, могли бы быть более человечными.

blank

Справка

ОАО «Организация питания на вокзалах» (до сентября 2012 года работало под названием ОАО «Свежий ветер») – совместное предприятие, созданное ОАО «РЖД-Развитие вокзалов» и ООО «Свежий ветер» по итогам проведенного в 2011 году аукциона на преимущественное право организации услуг общественного питания на вокзальных комплексах Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД».

Источник материала - https://riavrn.ru/privatly/zheleznodorozhnyy-peredel-/?INTRO=63fca68c0dbbc1885ea53fa6be91d0c7